Специалист по допечатной подготовке изданий,
делающий с помощью компьютера макеты будущей печатной продукции.
Верстальщик должен скомпоновать тексты,
иллюстрации, таблицы и графики в единое целое − будущую книгу, журнал и т. д.,
найти для всего материала свое место, добиться того, чтобы издание воспринималось
как целостное и гармоничное произведение. Главная задача верстальщика −
расположить текст в рамках заданного формата по определенным правилам (и
иногда даже вопреки эстетическому видению автора и редактора). Результат его
работы − удобочитаемый текст. Правила верстки более-менее универсальны, хотя и
существуют специфические требования к изданиям разного жанра. Они касаются
таких элементов, как размер и вид шрифтов, перенос слов, размещение основного
текста с учетом абзацных отступов, нумерации списков, определения межстрочных
интервалов и т. п. Кроме того, верстальщик размещает иллюстрации, создает
оглавление, оформляет сноски и т. д.
Большую часть рабочего времени проводит за
компьютером, взаимодействуя как с текстом, так и с графическими материалами.
Если работает на постоянной основе в организации, то деятельность протекает по
графику, иногда приходится задерживаться и в вечернее время. Рабочие места
имеются в различных периодических изданиях, издательствах, полиграфических
фирмах. Однако многие специалисты не устраиваются на постоянную работу в
организации, а становятся так называемыми «фрилансерами» — ищут и выполняют
конкретные заказы. В таком случае деятельность протекает в свободном режиме, а
постоянное рабочее место может и вообще отсутствовать, ведь подобные заказы
выполнимы и на собственном компьютере.
Освоить азы профессии можно в средних и высших учебных заведениях.
Кроме того, мастерству верстальщика обучают на специализированных курсах. Хотя
некоторые работники и не имеют специализированного образования, а осваивают
мастерство непосредственно в ходе работы. Верстальщик должен знать
компьютерные программы для верстки, обработки изображений и т. д., а также
правила подготовки полиграфических изданий, изучить основы художественной
композиции, технического редактирования. Для работы потребуются сочетание
технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление,
хороший эстетический вкус, чувство стиля, цветоощущение и точный пространственный
глазомер. Необходима способность к длительной кропотливой и монотонной работе,
усидчивость, аккуратность, самокритичность, настойчивость. Работа не
рекомендуется людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
ограничивающими подвижность рук или делающими невозможным длительное пребывание
в сидячей позе, а также имеющим недостатки зрения, вызывающие быстрое
утомление.
Наряду с этими чисто техническими требованиями очень желательно, чтобы
верстальщик был человеком грамотным, эрудированным в различных сферах жизни −
ведь ему важно не просто механически расположить материал, а, понявсуть, добиться, чтобы форма его представления
позволяла в максимальной степени раскрыть перед читателями его содержание.
Хороший верстальщик подчас и подмечает неточности в тексте, и выдвигает ценные
идеи по поводу того, какие подобрать иллюстрации к тому или иному фрагменту,
как лучше структурировать материал, то есть, по сути, берет на себя часть
функций редактора. Хотя нужно помнить, что по большей части его работа все же
не творческая, а чисто техническая, исполнительская.
Спрос на данных специалистов имеется стабильный, но не очень высокий.
Заработная плата зависит от места работы, может быть как ниже средней зарплаты
в промышленности, так и несколько выше. Больше зарабатывают те, кто занимается
выполнением частных заказов (и при этом хорошо обеспечен этими заказами), либо
работает в крупных, солидных издательствах, выпускающих сложную в плане верстки
литературу (например, печатаемые в цвете иллюстрированные энциклопедии или
художественные альбомы). В плане карьерного роста возможно занятиеруководящих
постов в издательском бизнесе (например, стать выпускающим редактором журнала,
для чего желательно получить также филологическое образование), основание
собственных периодических изданий.